/ИНТЕРВЬЮ/ Алексей Остапенко: "Пришел вызов в сборную России"
Бронзовый призер Олимпийских игр 2008 года Алексей Остапенко второй сезон выступает за нижегородскую «Губернию», где смог снова напомнить о себе. В прошлом году центральный блокирующий выступал на Матче звезд, в нынешнем сыграл в финале Кубка ЕКВ. О том, какие надежды 27-летний волейболист связывает с этим сезоном, он рассказал в интервью корреспонденту «Советского спорта».

- Алексей, насколько болезненно переживали поражение в финале Кубка ЕКВ?

- Действительно, испытали отрицательные эмоции и, если можно так выразиться, каждый игрок, отметив для себя свои ошибки, получил определенную психологическую травму после этого финала. Для большинства игроков «Губернии» это была трагедия, черный день. Конечно, уже поздно говорить об этом - после драки кулаками не машут, но, считаю, нам было вполне по силам выиграть главный приз Кубка ЕКВ.

- Два года назад московское «Динамо», за которое вы выступали, выиграло этот еврокубок…

- Для меня это был первый сезон после восстановления, возвращение в строй после серьезной травмы. Всю предварительную часть еврокубка мне довелось отыграть, но не финал. Просто в четвертьфинале, когда мы играли в Греции, я получил небольшую травму, после чего не смог продолжить дальнейшее участие в турнире. Но золотую медаль Кубка ЕКВ мне тогда вручили, как и другим динамовцам. А в этом году лучшими матчами в еврокубке я бы назвал наши встречи с польской «Скрой» в полуфинале. «Скра» была основным претендентом на главный приз, и для нас это было противостояние, сродни финальному. Нисколько не хочу обидеть французский «Пари Воллей» - хорошая команда, и она доказала это, но «Скра», на мой взгляд, была сильнее и заслуживала места в финале.

- Надо ли понимать, что победа в полуфинале и легкий выигрыш в первом финальном матче сыграли не в пользу «Губернии»?

- Может быть, и так, конечно. Но как многие говорят, если ты попал в финал, в любом случае нужно полностью выкладываться, потому что такое событие в жизни спортсмена происходит не каждый день и не каждый год. Мне кажется, многие игроки просто не имели опыта игры в финальной части подобного турнира и, возможно, немного перегорели. А в таких встречах важно, чтобы каждый персонально выложился по максимуму - от этого зависит результат команды.

- По своей игре в финале что можете сказать? Что у вас не получилось?

- Я думаю, моя главная ошибка - игра на блоке. Считаю, в этом компоненте мог сыграть намного лучше и должен был сыграть лучше! Возможно, это помогло бы нам. Могу отметить и то, что мы не состыковались со связующим Микко Эско в передачах: пока на площадке был Эско, я практически не атаковал, а когда ему на смену выходил Максим Шульгин и пару раз отдал мне передачи, это было эффективно - мячи были забиты. А вот с Микко что-то не получалось, и, возможно, это тоже повлияло.

- Помнится, был в этом сезоне матч, когда Эско так же «игнорировал» вас, и вы «оторвались» на подачах. Сейчас не было такой возможности?

- Была возможность и, на самом деле, в плане подачи вторую финальную встречу даже можно назвать моей лучшей игрой в этом сезоне. Управлять такой подачей сложно - там малейший поворот кисти, и мяч улетает в неизвестном направлении, однако я выбирал половину площадки, куда буду подавать. Но либеро «Пари Воллей», который в нижегородском матче мои подачи не принял, в Париже, несмотря на то, что я подавал максимально сильно, все отбивал над собой! Он просто не проигрывал: любой мяч перелетал на нашу сторону, и мы его доигрывали, либо оставался на стороне соперника высоко вверху. Мне кажется, за весь матч я смог подать один мяч, наверное.

- Неужели это реально, настолько просчитать возможности соперника после первой игры, чтобы на следующую игру закрыть вас в этом компоненте?

- Да, я думаю, они серьезно готовились, хорошо проанализировали свою и нашу игру и сделали выводы. То, что не получалось у «Пари Воллей» в Нижнем Новгороде, я имею в виду игру первым темпом, в Париже они играли очень четко. Надежно сыграли оба края, причем Сидибе забивал неимоверные доигровочные мячи и с задней линии, и просто вкладывал мяч в линию, в сантиметры! Прием очень хорошо держали - и либеро, и крайние. Действительно, соперник сыграл на очень высоком уровне. Как следствие, у нас было мало эйсов, мало блоков.

- А можете сказать, в какой момент «Губерния» проиграла этот матч?

- Соглашусь с общим мнением, что если бы мы взяли первую партию, вытащили бы ее, все могло закончиться без «золотого сета» и в нашу пользу. А когда мы проиграли четвертый сет, для французов это стало эмоциональным всплеском, они уже шли очень уверенно на «золотой сет». После церемонии награждения нам было грустно, мягко говоря. В раздевалке особо никто не разговаривал. Разговаривать начали только на следующий день в самолете, когда обратно возвращались.

- Через несколько дней после возвращения из Парижа начались важные для команды матчи чемпионата. Сложно было подойти к ним так, чтобы выигрывать?

- Не секрет, что в этом сезоне «Губерния» сделала ставку на Кубок ЕКВ, и такой результат для некоторых членов команды (да, наверное, для всех) оставил негативный осадок. Вроде, в финал попали и все находились на эмоциональном подъеме. Потом - бах, этот спад… Было сложно реабилитироваться. И хорошо, что мы достаточно быстро психологически восстановились, удачно сыграли несколько матчей подряд, взяли свои очки, закрепились на каком-то месте в турнирной таблице чемпионата России, чтобы продолжить борьбу за выход в финал.

- Вы метко сказали: «на каком-то месте». «Губерния», которая ставит задачу завоевать медали, оказалась отнюдь не в лидирующей группе…

- Когда делается ставка на еврокубок, не удивительно, что случаются провальные матчи во внутреннем чемпионате. Мы потеряли несколько своих очков, которые позволили бы «Губернии» занять более высокую строчку в турнирной таблице. Тем не менее, хорошо, что мы оказались выше, чем наш соперник по четвертьфиналу «Газпром-Югра». Это дает преимущество своего поля на первые два матча.

- Опять же, ехать никуда не надо!

- (Смеется.) Ехать все равно придется. Но для начала нужно сыграть в полную силу в домашних встречах, потому что многое будет определяться здесь. Задачи у команды все те же - быть с медалями. Ребята это осознают и у них есть желание. Это будет большой плюс в целом для клуба и для каждого игрока. Я понимаю, что все - личности и все - разные. Но у нас не индивидуальный вид спорта, а командный. Значит, мы должны придерживаться одной идеи, одной задачи. Никому нельзя выпадать, иначе, если даже один человек из состава выпадет, то все - уже совершенно другая игра, не такая, как надо.

- То, что в прошлом году «Губерния» осталась без медалей, добавляет мотивации?

- Обязательно. И это тоже должно мотивировать. Тем более в прошлом сезоне мы были в одном шаге от бронзовых медалей. Плюс еще отметил бы такой момент. В «Губернии» есть игроки, у которых мотивация побеждать - в крови, с рождения, и им не важно, какое место его команда заняла в прошлом, которые постоянно стремятся к самосовершенствованию. В любом случае, любовь к волейболу - это замечательно, но карьера идет, ты играешь, играешь, играешь. Все равно, нужно как-то мотивировать себя. А чем можно мотивировать? Результатом, каким-то продвижением вверх. Так должно быть.

- У вас заканчивается контракт с «Губернией»?

- Да, заканчивается. Как раз сейчас мой агент Владимир Касторнов находится в Нижнем Новгороде, в том числе и затем, чтобы провести переговоры с руководством ВК «Губерния». В принципе, я не настроен уходить отсюда, и если мы договоримся и сойдемся во мнениях, то готов продолжить свою карьеру в нижегородской команде.

- В прошлом сезоне вас пригласили на Матч звезд, был вызов в студенческую сборную России для участия в Универсиаде. В этом году на Матче звезд вы не играли. А какие перспективы со сборной?

- Прошлый сезон для меня был показательным: я сделал такой шаг, как переход из «Динамо» в «Губернию», восстановился от травмы, которую получил в Кубке ЕКВ, когда играл за московский клуб. То есть прошлый сезон я как игрок провел более эффектно. В этом году по определенным причинам моя игра уже не выглядит так ярко. Но что делать, надо работать дальше. Я как-то не акцентировал на этом свое внимание и не собираюсь - это что касается Матча звезд. А в сборную России вызов пришел: сейчас делаю визу в Соединенные Штаты Америки (там пройдет Мировая лига). Насколько знаю, в список кандидатов меня включили, а буду ли играть, станет известно только там, исходя из того, подойду ли под концепцию главного тренера. Однако уже то, что попал в сборную, большой плюс для меня как для спортсмена.

- Какие-то переживания по поводу старых травм есть? Не получится так, как прошлым летом, что в какой-то момент травмы могут помешать поездке в сборную?

- Во всяком случае, сыграть за сборную желание есть. Но сезон сложный выдался, и опять, получается, без отдыха ты едешь на сборы, где снова тренировки, прыжки… Я даже не могу что-то комментировать. Конечно, надеюсь на лучшее, что все пойдет хорошо, и что у меня не случится, если можно так назвать, рецидива, как в прошлом году.

Источник: "Советский спорт"
Фото: пресс-служба ВК "Губерния"